Вещь

вещь

Вещь — понятие, контекст значений которого указывает, что существует что-либо определенное, относительно постоянное и независимое. Для Аристотеля «вещь» имеет смысл «практики» — это то, с чем можно или нужно иметь дело. Вещь подталкивает к действию, сама ведет «дело». В классической метафизической традиции категория Вещь характеризует бытие в его телесном (протяженном) измерении, которое обусловило становление онтологии тождественности В. и предмета. Понятие В. как относительно независимого и постоянного носителя свойств и отношений формируется в научноориентированной философии Нового времени. В научной картине мира закрепляется понимание, что собственными характеристиками В. являются ее качества — как в их обоюдных отношениях, так и отношениях со свойствами других В. Складывается прецедент толкования В. лишь как выявления субстрата сущего — вещества, или же материи. Этому толкованию противостоит ее символистское понимание как некоторого представителя образа мира. В феноменологии Гуссерля (своеобразной реакции на классическое ratio) В. возникает как самоочевидность и вместе с тем смысловая перспектива жизненного мира. Хайдеггер старается преодолеть как «символизм», так и «перспективизм» толкования В.: мир, присутствующий в В. как ее собственная сущность. В логике сохраняется понимание В. как целостной и относительно постоянной части объективной реальности. В современной социальной философии понятие «В.» обладает самостоятельным значением, имея в виду процессы овеществления, в которых отношения между людьми приобретают формы отношений между человеком и вещами.