Рационализм как философское учение

222

РАЦИОНАЛИЗМ (от. лат. ratio — разум) — направление в философии, которое признает ум единственно достоверной основой познания и поведения людей. Рационализм провозглашает ум единственным источником и основой наших знаний. В этом понимании рационализм противостоит как сенсуализму (эмпиризму), который ищет источник познания в свидетельствах органов чувств, а в знании фактов – главную форму познания, так и иррационализму.

История рационализма как учения

В историческом плане элементы рационализма уже содержатся в философии Парменида и Платона. Как целостная гносеологическая система рационализм возникает в XVІІ — XVІІІ вв. вследствие развития математики и природоведения. Известнейшие представители рационализма этого времени – Декарт, Спиноза, Вольф. Рационалисты считали, что «истины ума» принципиально отличаются от сомнительных эмпирических обобщений, которые не могут дать истинного знания, поскольку признаками последнего есть ясность, четкость и несомненная самоочевидность. Провозглашение рационализмом ума как единственного источника знания послужило причиной ошибочных выводов о существовании врожденных идей и самодостоверности сознания Р.Декарта (декартовское «Cogito, ergo sum» — «Мыслю, следовательно, существую», также как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии), воспитании врожденных способностей, задатков мышления, независимых от чувственности, по мнению Г.Лейбница, априорных форм знания И. Канта. Кант сделал попытку примирить рационализм и сенсуализм, выдвинув положение о том, что всякое знание начинается из чувств, со временем переходит к разуму и заканчивается в уме. Однако рационализм Канта касался только мира феноменов (явлений), а не ноуменов (сущностей), которое привело его к агностицизму. В рационализме Гегеля процесс познания раскрывается как самопознание ума, поэтому у него развитие мира возникает как чисто рациональный, логический процесс, который получил название панлогизма. В XX в. за игнорирование рационализмом чувственности и практики началась его резкая критика со стороны фрейдизма, интуитивизма, прагматизма и экзистенциализма.