Философское понятие «ноумен»

2222

НОУМЕН (от греч. νουμενον — постигаемое), «вещь в себе» – умопостигаемая сущность, философское понятие, определяющее сферу человеческого знания, выходящую за пределы чувственного опыта. В философии Канта ноумен противопоставляется феномену (см.).

Платон впервые применил этот термин в диалоге «Тимей». Он понимал под ноуменом предмет умозрительного знания, реальность, существующую саму по себе. Неоплатонисты широко использовали этот термин в философии Средневековья и Нового времени. Известным понятие ноумена стало благодаря трансцендентальному идеализму И. Канта, который употребил этот термин дважды: как отрицательное, проблематическое понятие (в «Критике чистого разума») и как предмет внечувственного созерцания, недоступный человеку (в «Критике практического разума»). Ноумен, как понятие, по Канту, должен был ограничить использование научного разума и оставить пространство свободы для религии и морали, согласно идеологии раннего протестантизма. Однако последующие философы рассматривали ноумен, как основной источник противоречий кантианской философии.