devalvacia-estetiki

Девальвация прекрасного в современной культуре

В современной литературе по эстетике много пишется о девальвации прекрасного как основной эстетической категории. Прежде чем говорить о ее причинах, следует заметить, что процесс девальвации прекрасного не всегда проходил одинаково. Вопреки некоторым мнениям, он не является характерным только для современной философско-эстетической мысли. Критические замечания в адрес философов по поводу оценки […]

Читать дальше
prekrasnoe-bezobraznoe

Аргументы противников эстетики как науки о прекрасном

Наступления на позиции прекрасного в эстетике ведутся на разных уровнях и не только эстетиками, философами, но также и художниками. Так, Валери говорил, что понятие прекрасного является всего лишь ярлыком, обесцененной монетой. Лев Толстой не скрывал своего нежелания заниматься теорией прекрасного, так как оно порождает слишком много недоразумений. «Люди говорят о […]

Читать дальше
estetika-antichnost

Эстетика прекрасного в Античности и в эпоху Ренессанса

Историческое развитие категории прекрасного и многочисленные попытки определения предмета эстетики детерминированы очень сложными и многообразными причинами. И хотя позиция прекрасного в каждой эпохе исторически обусловлена, можно заметить некоторые общие признаки, лежащие в основе того исключительного, привилегированного отношения к прекрасному, которое наблюдалось на протяжении веков. Существовавшая до недавнего времени в эстетике […]

Читать дальше
Эстетика Баумгартена

Понятие прекрасного и эстетика

Одной из категорий эстетики является понятие прекрасного. Термин «эстетика» впервые был использован в XVIII веке немецким философом Баумгартеном. И хотя сам термин появился так поздно, возникновение и развитие эстетической науки относится к гораздо более раннему периоду. Сначала древнегреческие, а потом и римские философы много внимания уделяли проблемам прекрасного, искусства, воздействию […]

Читать дальше

Эдвард Григ

«Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого, до сих пор неисследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство». Эти слова, сказанные великим норвежским композитором Эдвардом Григом (Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843 — 4 сентября 1907), лучше всего определяют его место и роль в истории […]

Читать дальше

Эдвард Григ — Детство и юность

Детство и юность. Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года в приморском городе Бергене — крупном торговом центре Западной Норвегии. Отец его, британский консул и коммерсант Александр Григ, занимал в городе видное общественное положение. Своим детям он старался дать основательное, широкое образование (в семье было два сына и три дочери, […]

Читать дальше
Сольвейг Эдвард Григ

Эдвард Григ — Творчество

Музыкально-общественная деятельность и творчество 60—70-х годов 15 октября 1866 года Григ дал свой первый концерт в столице Норвегии Кристиании (Осло). С тех пор не прекращалась его широкая деятельность исполнителя, дирижера, руководителя различных музыкальных организаций, сыгравшего огромную роль в развитии музыкальной жизни своей страны. Норвегия чтит в лице Грига не только […]

Читать дальше

Эдвард Григ — Последние годы

Поздний период творчества Грига совпал с важными, переломными явлениями музыкально-общественной жизни. На рубеже XIX—XX веков, в условиях отчетливо обозначившегося кризиса буржуазной идеологии, музыкальное искусство западноевропейских стран вступает в полосу острых противоречий. Наступает распад классических традиций, расшатываются основы классической эстетики. Под лозунгом мнимого «новаторства» возникает и развивается упадочное искусство декадентов. К […]

Читать дальше