Античная философия — Пифагореизм

Первой идеалистической философией античной Греции является пифагореизм. Родоначальник древнегреческого идеализма Пифагор (около 580—500 гг. до н. э.) активно выступал против сторонников рабовладельческой демократии и материализма вначале на своей родине, на острове Самосе, а впоследствии, изгнанный оттуда за политическую деятельность в пользу установления диктатуры рабовладельческой аристократии, бежал в Южную Италию и в […]

Читать дальше

Античная философия — Милетская школа

Материализм Древней Индии и Древнего Китая, оформившийся как философское направление в IX—VI веках до н.э., продолжал прогрессировать в этих странах и в последующие столетия. Однако с VI века до н.э. главным центром древней философии вообще и материализма в особенности становится античная Греция — страна наиболее развитого рабовладельческого строя. Ф. Энгельс […]

Читать дальше

Философия Древнего Китая

Другой, кроме Индии, страной высокоразвитой древней культуры являлся Китай. Только засвидетельствованная письменными памятниками история Китая насчитывает около четырех тысяч лет. Философия Древнего Китая в своем материалистическом проявлении возникла и оформилась почти одновременно с возникновением древнеиндийской философии. Такие старейшие памятники китайской литературы, как «Книга перемен», «Книга о гармонии тьмы», показывают, что […]

Читать дальше

Философия Древней Индии

Древнейшим очагом мировой цивилизации была Индия, явившаяся наряду с Китаем той страной, в которой впервые оформились материалистические философские течения. Философия Древней Индии была в основном материалистической. Материализм возник в Индии в борьбе против религиозного мировоззрения, изложенного в Ведах — древнейшем письменном памятнике индийской культуры. Веды (буквально: знание, особенно священное), представляющие […]

Читать дальше

Философия Древнего Египта и Вавилона

Рабовладельческий строй и типичная для него материальная и духовная культура зародились в Древнем Египте и Вавилоне. В этих же государствах возникли и зачатки наивно-материалистических философских взглядов. Материалистические философские суждения, попытки решать мировоззренческие вопросы реалистически, в атеистическом смысле имели место в Египте и Вавилоне еще в конце III — начале II тысячелетия […]

Читать дальше

Философия Древнего Мира

Колыбелью философии Древнего Мира являются древнейшие рабовладельческие государства Востока — Египет и Вавилония, где впервые появились философские взгляды, элементы атеистических и стихийно-материалистических воззрений, еще не сложившиеся в цельные философские школы и течения. Первыми странами, в которых возникли философские школы и оформились основные философские направления, были Древняя Индия и Древний Китай. […]

Читать дальше

Аристотель

Аристотель — величайший ученый-энциклопедист Античности, выступил с критикой учения Платона в IV веке до н.э. В его трудах получили оформление и дальнейшую разработку все отрасли знаний, которыми располагал древний мир.

Читать дальше

Философия как метод познания

ФИЛОСОФИЯ (от др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) – это общемировоззренческая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, специальный метод познания. Общепринятого определения философии, равно как общепризнанного представления о предмете философии, нет. В истории было […]

Читать дальше

Феномен как понятие

ФЕНОМЕН (от греч. φαινόμενον — являющееся) — философское понятие, определяющее сферу явлений обыденного и научного опыта. Понятие феномен в философии очень распространено и применяется для обозначения явлений, которые можно постичь чувственным способом, в противоположность понятию «ноумен» (см.), которое обозначает умопостигаемые, поддающиеся логическому объяснению явления. По определению Иммануила Канта в европейской […]

Читать дальше

Ценность как философское понятие

ЦЕННОСТЬ – польза, полезность, большая значимость некоторого множества объектов по отношению к значительному количеству живых существ; феномен, который по своей природе является объективным благом для человека, направленным на утверждении его в жизни и реализации его творческих талантов и способностей. Употребляется в нескольких смыслах: как название предмета, обозначающее признание его значимости. […]

Читать дальше

Рационализм как философское учение

РАЦИОНАЛИЗМ (от. лат. ratio — разум) — направление в философии, которое признает ум единственно достоверной основой познания и поведения людей. Рационализм провозглашает ум единственным источником и основой наших знаний. В этом понимании рационализм противостоит как сенсуализму (эмпиризму), который ищет источник познания в свидетельствах органов чувств, а в знании фактов – […]

Читать дальше

Философские категории пространства и времени

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – философские категории, которые обозначают основные формы бытия материи и являются такими же объективными характеристиками бытия, как материя и движение. В обычном языке пространство и время чаще всего обозначают первичные общечеловеческие интуитивные понятия, при помощи которых воспринимается и эмпирически осмысливается окружающий жизненный мир человека. В истории философии […]

Читать дальше

Принцип как философское понятие

ПРИНЦИП (от лат. principium, греч. αρχή – начало, основа): первоначало, то, что лежит в основе, чем объединяется на самом деле та или иная совокупность фактов теории, науки. Древние философы стремились отыскать принцип существования всех вещей и, обычно, связывали его с субстанцией (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). С XVІ — XVІІ вв. в […]

Читать дальше

Праксеология

ПРАКСЕОЛОГИЯ (от греч. πραξιζ -дело, действие; λογος — учение, наука) — философская концепция деятельности, наука о нормах и принципах эффективной и рациональной деятельности, продуктивной работы, результативности труда. Термин П. впервые был использован Л. Бурдье (1882), однако введен в практику науки в начале ХХ в. А. Эспинасом и Е. Слуцким. Известным […]

Читать дальше

Познание как процесс

ПОЗНАНИЕ – общественно-исторический процесс целенаправленного активного отображения (соискания, накопления и систематизации) действительности в сознании человека. Познание является основным предметом изучения гносеологии (теории познания) (см. Гносеология), его также изучают логика, методология и философия науки, психология, науковедение, социология, дидактика и т.п. В обобщенной форме познание представляет собой процесс взаимодействия субъекта и объекта. […]

Читать дальше
1 2 3