Философия как метод познания

ноумен

ФИЛОСОФИЯ (от др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) – это общемировоззренческая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, специальный метод познания. Общепринятого определения философии, равно как общепризнанного представления о предмете философии, нет. В истории было известно достаточно большое количество разных типов философии, которые отличаются как своим предметом, так и способами познания. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение более общих вопросов, которые касаются основ знания, человека и всего мира. Философия как определенная система знаний появилась где-то около 2, 5 тысяч лет тому назад. Первым ввел это название древнегреческий исследователь Пифагор (вторая половина VI в. – начало V в. до нашей эры).

Философия — субъект и объект

Для познания все реальное положение мировых дел можно рассматривать как взаимосвязанное единство двух больших элементов: субъекта и объекта. Субъектом можно назвать активную часть реальности, выступающую носителем познавательной деятельности; объектом — реальность, на которую направлен процесс познания. Субъектом познания считается человек (или же, объединение людей, или, даже, все население нашей небольшой, но красивой планеты в целом. Объектом выступает мир вокруг нас в общем понимании, а также его некоторые параметры: природа, общество, в конце концов, сам человек, т. к. человек всеми правдами и неправдами пытается познать любые собственные качества и особенности.

Предметом философии не является в отдельности взятые мир или человек, а их система субъект-объектных отношений, отношения «мышление – бытие».

Понятие «предмет» в философии указывает на необходимость определенной вещи (явления, процесса, продукта) для целостного существования и функционирование человека и есть свидетельством ее включенности в общественные связи, в экономические, политические, моральные отношения. Предмет может быть как материальным и иметь пространственно-временные характеристики, так и идеальным (понятия, суждения, умозаключения, содержательные абстракции и т.п.), но обязательно должен удовлетворять определенную потребность: материальную или духовную.

Вопросы философии

Вопросы, которые изучает философия, являются одними из самых проблематичных для нее, поскольку предмет ее исторически менялся. В разные эпохи в философии доминировали то учения о бытии, то учения о познании, то политические или этические проблемы. Кроме того, в Европе к XVІІ в. философия охватывала все знание о мире, то есть зародыши всех наук, кроме разве что математики и медицины. Даже в XX в. все еще длился процесс обособления от философии определенных областей знания, которые институциализировались в отдельные научные направления (психология, социология, политология). Эволюция предмета философии никогда не была чем-то сверхъестественным в истории науки: предмет изучения конкретных наук, например, математики, также исторически менялся. Поэтому при определении предмета философии следует принимать во внимание не только то, какие исторические формы приобретала философия, а и общую тенденцию, которая проникает во все конкретные ее формообразования. Если исходить из общей направленности философии, то ее можно трактовать как постижение всеобщей действительности умом или интуицией.

Еще мыслители древности сознавали отличие между философии и наукой. В античной философии разделяли два понятия: «софия» (мудрость) и «эпистеме» (знания). Разницу между наукой и философией можно сравнить с различием между объектом и субъектом. Научное познание абстрагируется от самого отношения субъекта к объекту старается собрать информацию об объекте самом по себе – о природе (физика, химия, геология и др.), об обществе (история, социология, политология и др.), о человеке (антропология, психология и др.). Что касается философии, то ее предметом является реальность, рассматриваемая под углом зрения субъект-объектного отношения. В марксистской философской традиции в границах своего основного вопроса философии выделяет две взаимосвязанные между собой стороны, сформулированные Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Первая сторона – это ответ на вопрос, что именно – материя или сознание, дух, является первичным, самобытным, и что есть вторичным, зависимым в своем бытии? Этот вопрос считают онтологическим, и по ответу на него всю мировую философию условно разделяют на такие исторические формы философских знаний, как материализм и идеализм, которые представляют собой дихотомию, считающую противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Вторая сторона основного вопроса философии гносеологическая: может ли человек познавать мир, в частности его сущность, или же существуют непреодолимые преграды на этом пути?

Сторонники материализма исходили из признания первичности материи, природы, объективного реального положения дел, считая, что сознание — это только свойство материи. Идеалистами называли тех, кто, в противоположность материалистам, считает первичным дух, сознание и рассматривали материю, природу чем-то вторичным, производным. Идеалистическую форму философии делят на 2 ветви: объективный и субъективный идеализм. Субъективный идеализм – группа направлений в философии, представители которых не допускают существование независимой от воли и сознания субъекта действительности. Философы данных направлений или думают, что весь мир, где живет и существует субъект, это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий данного субъекта, или же полагают, что данная совокупность считается незаменимой частью всего мира. Объективный идеализм, в отличие, например, от субъективного идеализма, считает первоосновой всего мира какое-то всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало (» мысль «, «мировой разум» и так далее). Сейчас уже необходимо признать, что это жесткое противопоставление двух форм философии считается преувеличением. Для начала, во взглядах самых разных философов прошлого в конце концов есть и материалистические, и идеалистические тенденции. Кроме этого, на самом деле основной проблемой для большей части философов остается вопрос об отношениях человека и всего мира, а совсем не поиск «первичного» и «вторичного» во всем мире.

Проблема познаваемости всего мира (гносеологическая) также решалась различными философами по-разному. Основная часть последовательных материалистов признавали и признают познаваемость всего мира. Труднее определить позицию идеалистов по данному вопросу. Некоторые решают этот вопрос положительно. Например, для объективных идеалистов познанием мира является познание человеком в вещах и явлениях какой-то сверхъестественной идеи, которая воплощена в них. Для субъективных идеалистов познание представляет собой процесс отображения субъектом своего собственного сознания, установления связей между его элементами. Таким образом, каждая форма идеализма отрицает в познании то, что с точки зрения материалистов является главным: отражение в сознании человека материальной действительности, которая существует независимо от него .

Другие представители идеализма отрицали или считали ограниченным познание мира. Такое учение получило название агностицизма (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) (См. Агностицизм). Агностицизм представляет собой идеалистическое решение второй стороны основного вопроса философии. В отдельных случаях дань агностицизму отдавали и непоследовательные материалисты.

Общая сумма всех этих обстоятельств предопределяет то, что в философии возможно принципиально различное мнение, в том числе и альтернативное, по отношению к ответам на основные вопросы мироздания. Это свидетельствует о том, что ей присущ плюрализм (множественность) учений и типов философствования. Философское знание имеет природу диалога, оно требует полной свободы обсуждения вопросов и выбора жизненной позиции. Ни одно философское учение не должно претендовать на единоличное владение истиной и навязываться как единсвенно верное.

Функции

Ф., как это вытекает из ее предмета, сложная подсистема, поэтому у нее много функций. К таким функциям относятся мировоззренческая (связанная, прежде всего с системным абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира), онтологическая, которая является учением о бытии, его формах и способах, познавательная (гносеологическая) функция, которая состоит в объяснении наиболее общих принципов бытия и исходных основ нашего мышления (Д.Локк), методологическая функция, которая состоит в формировании общих принципов и норм получения знаний, ее координации и интеграции (Ф.Бэкон), праксеологическая функция, благодаря которой социальное бытие не только получает необходимую интерпретацию, а и может испытывать изменения (Д.Дьюи), логическая функция, чьим содержанием является философский анализ понятий, суждений, теорий с точки зрения их соответствия законам логики, и эвристическая функция, которая заключается в ориентации человеческого мышления на открытие нового истинного знания, возбуждает познание к созданию оригинальных истолкований познанных явлений. Сюда же включается прогностическая функция, которая раскрывает общие тенденции развития человека и мира, и критическая функция философии, т.к. познание связано с критическим осмыслением уже имеющихся философских теорий, философского знания в целом в его содержательном и методологическом аспектах и выработкой на этой основе новых теоретических и методологических парадигм. Критическая функция, которая выполняет антидогматическую роль в развитии знаний, не обходится без соответствующей оценки изучаемых объектов, поэтому она дополняется аксеологической (ценностной) функции с ее требованием исследования объекта с точки зрения разнообразнейших ценностей (Г.Риккерт). Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманистическая функция философии, которая путем утверждения положительного смысла и цели жизни, формирования гуманистических ценностей и идеалов выполняет роль интеллектуальной терапии, и педагогическая функция, связанная с образовательным влиянием философии на сознание людей.

Но «атрибутивными» функциями философии являются только две: мировоззренческая (см. Мировоззрение) и методологическая (см. Метод), именно благодаря им философии удается сохранить свою специфику и занимать свою «нишу» в системе духовной культуры человечества.

Методы и подходы

Философия имеет два наиболее общих метода философствования – диалектику (см. Диалектика) и метафизику (см. Метафизика), и систему специализированных подходов, среди которых онтологический, гносеологический, аксиологический, социологический, исторический, психологический и функциональный.

Эти подходы не следует путать с общенаучными методами: индукцией и дедукцией, анализом и синтезом, восхождением от абстрактного к конкретному, моделированием, структурным и т.п., которые присущий лишь познавательным процессам и иногда применяются философией для решения проблематики, которая относится исключительно к гносеологии, то есть, к теории познания (см. Гносеология).

Онтологический подход дает возможность решать проблемы, связанные с бытием, происхождением, становлением, закономерными изменениями, которые происходят в объективной действительности независимо от субъекта и его деятельности. Гносеологический подход (познавательный) учитывает отношение оригинала к его отображению, переход объективно-закономерного в знание, формулы и в теории. Здесь характерно не только отвлечение от эмоционально-личного и социального, но и от субстрата отображенного и вообще от материально-вещевого. Взятый в отрыве от других подходов и чрезмерно гипертрофированный, гносеологический подход может нанести немало вреда в сфере философии, в частности, в эстетике, где более действенным есть аксиологическое, а не гносеологическое.

Аксиологический подход базируется на системе ценностей и связан с «человеческим фактором», со всем тем, что обеспечивает функциональную целостность человека (потребностями, интересами, целями, идеалами, нормами и т.п.). С включением в методологию понятий «потребность», «интерес», «цель», «отношения», «нормы», «идеалы», «вкусы», которые имеют, прежде всего, аксиологический статус, становятся понятными те явления и процессы, которые невозможно объяснить онтологическим или гносеологическим подходом: идеальное, воображение, фантазию, образность, эмоции, аффекты, много того, что входит в мораль, в понятия добрая и зла, красоты и безобразия и т.п., из большинства того, что встречается в таких сферах, как психология, религия, мораль, искусство и т.п., где часто получаются продукты, которые тяжело объяснить через любой существующий в действительности объект, и которые не подлежат логическому анализу: сказочные или мифологические образы, вера в призраки, потусторонние силы и т.п.

Социологический подход является комплексным методом, и дает возможность исследовать и определить конкретные источники и причины тех или иных общественных явлений и процессов, определить их место и роль в общественной жизни, установить взаимосвязь форм социальной деятельности и форм сознания. Социологический подход отвечает на вопрос, как вся совокупность общественного отношения и социальных институтов, форм регуляции и координации влияет на жизнедеятельность и состояние личности, почему возникают и формируются определенные расположения духа, чувств, мыслей людей, чем определяется их общественная активность или пассивность.

Исторический подход помогает выяснить источники и условия возникновения тех или иных процессов и явлений, этапы их становления и развития, с учетом того, что «мерой» исторического процесса в конечном итоге есть человек как субъект исторического процесса. Исторический подход выдвигает требование уделять внимание не отдельным фрагментам действительности, не одиночным фактам, примерам, проявлениям, а системе, общим закономерностям целого. Только в таком случае можно обнаружить определяющие факторы возникновения того или иного явления; определить особенности и направленность его развития; общие и специфические характеристики; связать события прошлого с их продолжением в настоящем и в будущем. При этом характеристики целого могут не совпадать с характеристиками его отдельных элементов. Игнорирование этого методологического принципа может привести к умозрительным схемам, ошибочным выводам, отрыву от целостного исторического процесса, и, соответственно, к упрощению или извращению общественных явлений и характеристик человека.

Функциональный подход определяет назначение тех или иных общественных институтов, продуктов деятельности в системе общественного целого и в жизни человеческой личности. Без функционального нельзя понять содержание и характер деятельности, использования ее результатов и социальные последствия этого использования. Функциональный подход дает возможность обнаружить специфические связи между элементом и целым, особенности взаимодействия элементов между собою, механизмы их действия, внутреннее состояние системы, увидеть «входы» и «выходы» происходящих процессов в общей системе. Однако функциональный подход не может быть применен к обоснованию того или иного явления, процесса, действия; он объясняет лишь действие и взаимодействие элементов в границах сохранения этого качества или показывает границы их изменения.

Психологический подход в связи с современной научно-технической революцией и возрастанием роли человеческого фактора в историческом процессе становится все более важным. Ни генезис, ни функции морали, религии, искусства и т.п. невозможно постигнуть без психологического подхода, без учета психических механизмов. Следует заметить, что преувеличение роли психического временами приводит к психологизму и субъективизму, например, в фрейдизме. Но и депсихологизаторская тенденция от имени так называемой «объективности» временами переходит в редукционализм, упрощение, сведение сложного к простому, к игнорированию качественного разнообразия сложного, коим является человеческая личность и ее духовный мир.

Этапы

Мировой философский процесс характеризуется несколькими основными этапами своего развития: древняя философия (VІІ в. до н.э. – V в. н.э.) – древнеиндийская, древнекитайская, древнегреческая и т.д.; средневековая философия (VІ в. – XV в.); философия Нового времени (XVІ в. – первая половина XІ в.) – эпохи Возрождения, Просвещения и барокко, немецкая классическая философия; современная философия (вторая половина XІХ в. – XX в.) – позитивизм, экзистенциализм, философия жизни, философия науки, философская антропология, неотомизм, феноменология, герменевтика, структурализм, прагматизм и т.д.

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции: исследовательская, при которой философия как наиболее общая наука исследует выбранную сферу; критическая и методологическая позиция, которая критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила, и позиция активного вмешательства, которая претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени Ф. пытается подменить собой науку).

Будучи порождением всей совокупности условий, обстоятельств, процессов и явлений, философия является сложным дифференцированным целым, имеющим свою структуру, отдельные элементы которой находятся между собою в определенных взаимосвязях и взаимоотношениях, которые в значительной форме определяет ее характер, особенности выбора и трактования ее проблем. Так, у Гегеля основным элементом его философской системы стало учение о бытии, познании, логике. Экзистенциализм стал интерпретировать онтологию как бытие априорных структур человеческого существования. Ряд философских школ XX столетия акцентировали свое внимание на аксиологии, на проблемах ценностей, в частности неокантинианская и феноменологическая школы. Фрейдизм же — на сфере инстинктивного и бессознательного и т.п.

Основные разделы

На сегодня основными разделами философии считаются: онтология – учение о бытии, об устроении мира; антропология (философская) — философское учение о человеке; праксеология — учение об активной преобразующей деятельности человека; гносеология (эпистемология) — отвечает на вопрос, что такое знание, его происхождение и сущность; аксиология – наука, которая исследует закономерности построения сферы ценностей, определяет значимость предметов, явлений, процессов, действительности для жизнедеятельности человека; социология (социальная философия) – учение о социуме как среде, в которой самоосуществляется и функционирует человек.

С гносеологией тесно связана логика, которая изучает законы и формы правильного мышления.

Аксиология является базисом для этики, эстетики, философии религии, которые имеют дело с ценностями, но в более конкретном аспекте, чем аксиология. Этика изучает моральное ценностное отношение, эстетика — эстетичное, а философия религии — религиозное. Аксиологической дисциплиной считают и философию права, которая изучает такие ценности, как справедливость, легитимность и т.п.

Практическое отношение человека к миру является предметом теории практики, или праксеологии, науки, которая еще окончательно не сформировалась. В границах практического отношения выделяют философию техники – дисциплину, которая в настоящее время все больше развивается. Закономерности развития философских идей, факторы, которые предопределяют его, исследует история философии.

Исторически к области интереса философов относили, и в настоящий момент еще достаточно регулярно относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (тогда, когда она активно изучает сущность вещества и энергии) и религию. В добавок, существуют философские дисциплины, которые посвящены некоторым предметным областям. В основном предметная область той или иной философской дисциплины совпадает с предметной областью подходящей науки. К примеру, выход из состава философии физики в Новое время стал основой появления натурфилософии, а выход из состава философии политической теории — к появлению политической философии. Кроме деления философии на дисциплины есть и более общее деление ее на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания). Поскольку человек живет в обществе, которое имеет свою культуру и историю, философская антропология и формирует фундамент для философии истории, философии культуры, социальной философии. Вышеупомянутое не исчерпывает всей совокупности философских проблем и, соответственно, научных дисциплин. Философия может изучать любой феномен, если он занимает значительное место в человеческой культуре. Именно этим обусловлено появление философии науки, философии языка, философии искусства, философии. спорта и др., которые сосредотачиваются на изучении этих феноменов, определяют, в чем их суть, какие функции они выполняют в культуре. Каждая из них имеет свои темы, проблемы, свою систему категорий и принципов, осваивает определенный спектр действительности и удовлетворяет определенную потребность человека в целостной его картине, в способности функционировать в обществе и самоутверждаться как личность. Кроме названных направлений философской науки в ХХ в. сформировалась наука, получившая название метафилософия (от мета- и философия) – теория, исследующая функцию и предназначение философии, философия философии. Одной из существующих в настоящее время концепций функции философии является тезис о возложении на нее задачи культурологической рефлексии. С подобной точки зрения даже онтологическое моделирование следует представлять внутрикультурной функцией. Обосновал подобную точку зрения Марк Туровский (1922-1994) – советский философ и культуролог. Он предложил концепцию культуры, которая может быть названа персоналистической, поскольку в ее центре субъект, исполненный субстанциональным смыслом.