Философия Древнего Рима

Rim

Философия Древнего Рима представляет интерес, прежде всего, потому, что кроме Древней Греции высокоразвитым рабовладельческим государством в Европе был Древний Рим — страна, в которой классовые противоречия рабовладельческого строя достигли высшей степени своего развития, вылились в ногочисленные ожесточенные битвы между рабами и рабовладельцами, плебеями и патрициями. В области философии в Древнем Риме, как и в других древних рабовладельческих государствах, шла борьба материализма, который получил здесь распространение главным образом в форме древнегреческой атомистики, с идеализмом.

Ключевыми фигурами в древнеримской философии по праву считаются Марк Туллий Цицерон (106 до н.э. — 43 н.э.), Луций Анней Сенека (4 до н.э. — 65 н.э.),  Тит Лукреций Кар (около 99— 55 гг. до н. э.), Плотин (204—270) и др. Лукреций — самый известный древнеримский философ-материалист, атеист и приверженец Эпикура. Его основные философские воззрения изложены в стихотворном произведении — поэме «О природе вещей». В этой поэме Лукреций пересказал и дал характеристику философскому учению Эпикура и далее развил некоторые положения его теории.

В III веке н.э. рабовладельческая Римская империя испытывала глубокий как экономический, так и политический кризис. Он стал причиной упадка Рима во всех культурных сферах, в том числе и в философии. Материалистический воззрения сменились эклектическим идеализмом, одним из которых стал неоплатонизм, основателем и самым ярким представителем которого был Плотин. Он очень много сделал для апологетики учения Платона, при этом развил и продолжил некоторые его идеи, кроме того, создал в Риме свою собственную философскую школу в 244 году н.э., в которой и распространял идеи неоплатонизма среди своих учеников.