Философия Древнего Египта и Вавилона

египет и вавилон

Рабовладельческий строй и типичная для него материальная и духовная культура зародились в Древнем Египте и Вавилоне. В этих же государствах возникли и зачатки наивно-материалистических философских взглядов.

Материалистические философские суждения, попытки решать мировоззренческие вопросы реалистически, в атеистическом смысле имели место в Египте и Вавилоне еще в конце III — начале II тысячелетия до н. э. В таких памятниках письменности этой эпохи, как «Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой», «Беседа господина с рабом», зафиксированы размышления о бессмысленности молитв и жертвоприношений, о несостоятельности религиозных предписаний и ритуалов. В философии Древнего Египта и Вавилонии высказывается также неверие в загробное возмездие и слышатся призывы к наслаждению земной жизнью. В этих же памятниках отмечается расхождение между религиозными наставлениями и действительными желаниями человека, обсуждаются вопросы о смысле жизни, о материальных причинах смены настроений человека, высказывается недовольство порядками, насаждаемыми рабовладельческой аристократией. Наряду с атеистическими высказываниями в древних письменных памятниках Египта и Вавилоне содержатся размышления о воде как материальной первооснове мира, из которой произошли все вещи и живые существа. Однако эти элементы материалистической философии в III—II тысячелетиях до н. э. представляли собой лишь отдельные просветы на темном фоне безраздельного господства религиозного мировоззрения. Материалистическая же философия как система взглядов на мир, как мировоззрение стала оформляться лишь в начальные века I тысячелетия до н. э. в таких странах, как Индия и Китай, на сравнительно высокой ступени развития материальной и духовной культуры древнего общества, в условиях обострившейся классовой борьбы.

  • Ирина

    Хотелось бы побольше информации про Вавилон. Спасибо