Философия Древнего Мира

древний мир

Колыбелью философии Древнего Мира являются древнейшие рабовладельческие государства Востока — Египет и Вавилония, где впервые появились философские взгляды, элементы атеистических и стихийно-материалистических воззрений, еще не сложившиеся в цельные философские школы и течения. Первыми странами, в которых возникли философские школы и оформились основные философские направления, были Древняя Индия и Древний Китай. Наибольшего развития древняя философия достигла в последние века до н. э. в античной Греции. Древнегреческая философия имела своих последователей и продолжателей в Древнем Риме.

Философия Древнего мира — классовое общественное явление. В условиях доклассового первобытнообщинного строя философии еще не было. Низкий уровень развития производительных сил первобытного общества делал человека всецело зависимым от природы, порождал у него фетишизацию стихийных природных сил. В обществе господствовали фантастические религиозные взгляды на природу и человека.

Однако религия также существовала не всегда. В начальный период истории человеческого общества религиозное мировоззрение отсутствовало. Сознание людей на протяжении нескольких сотен тысячелетий оставалось безрелигиозным. Религиозные фантастические представления появились в первобытном обществе лишь в тот период, когда в результате развития материального производства люди приобрели элементарную способность к отвлеченному мышлению.
Возникновение философии относится к периоду превращения первобытнообщинного строя в рабовладельческое общество, когда шел также процесс видоизменения сущности и функций религии. Религия, являвшаяся в доклассовом обществе выражением зависимости человека от слепых, стихийных сил природы и обоготворением их, в классовом обществе выступила, прежде всего, как фантастическое отражение общественных отношений между людьми. В условиях рабовладельческого строя почвой, питавшей религиозные представления, стали преимущественно социальные отношения — отношения эксплуатации человека человеком. Древнейшие религиозные верования приобрели классовый характер и начали использоваться рабовладельцами и их идеологами — жрецами для упрочения рабовладельческого общества, для укрепления царской власти и обожествления царей.

С утверждением рабовладельческого строя главной движущей силой развития общества стала классовая борьба. Это была, прежде всего, борьба рабов и эксплуатируемых свободных земледельцев и ремесленников с рабовладельцами, которая находила свое отражение и во взаимоотношениях различных групп внутри рабовладельческого класса, в обострении противоречий между новыми, передовыми ремесленно-торговыми слоями класса рабовладельцев и его старыми, консервативными родоплеменными аристократическими группами. В области экономической эти противоречия выражались в стремлении передовых слоев рабовладельцев к дальнейшему развитию производительных сил, ремесла и торговли. В области политической ремесленно-торговые слои рабовладельцев боролись с аристократическими группами за установление демократических форм рабовладельческого государства. В области идеологии противоречия между прогрессивными и консервативными слоями рабовладельцев проявлялись в форме борьбы зарождавшегося материалистического мировоззрения с мировоззрением религиозным.

В период становления рабовладельческого общества произошло отделение умственного труда от физического; физический труд оказался уделом рабов, свободных земледельцев и ремесленников, а сфера умственного труда стала монополией рабовладельцев. Поэтому философия как одна из наиболее абстрактных форм общественного сознания в условиях рабовладельческого строя разрабатывалась идеологами рабовладельцев и выражала мировоззрение различных групп господствующего класса. Трудящиеся массы рабовладельческого общества — рабы, земледельцы и ремесленники — были лишены возможности оформить свое мировоззрение, не имели, да и не могли иметь своей собственной философии.
Из всего сказанного следует, что в эпоху возникновения рабовладельческого строя первоначально в борьбе против религии возникло материалистическое мировоззрение— древний материализм, явившийся первой в истории философии основной формой материализма, идеологией прогрессивной части рабовладельцев. Несколько позднее как реакция на философский материализм была создана «теоретическая основа» религии — идеалистическая философия, ставшая одной из форм идеологии консервативных аристократических слоев рабовладельцев. С этого древнейшего времени начался период становления и развития  материализма и его борьбы против идеалистической философии.